30 сентября 2001
Автомобильное анкетирование. Часть I
В субботу ездили на автомобильную выставку-опрос. Примерно месяц назад мне пришло письмо с анкетой. Тут такое практикуют частенько. Мне уже приходили анкеты такого рода. Разнообразные околоавтомобильные фирмы составляют опросники и рассылают их владельцам машин. Я подозреваю, что адресами с ними делятся производители, потому что в какой-то из них уже было написано, что у меня Ford Focus Wagon. Вообще же здесь всякие фирмы-продавцы ведут охоту за личной информацией о людях, в лучшем случае, для того чтобы рассылать им всякую рекламу. Существуют даже фирмы, которые продают базы данных с такой информацией (личными данными людей) другим фирмам или людям. В общем, это целая индустрия по охоте за персональной информацией и рассылка назойливой рекламы и анкет это самые безобидные ее проявления. Но я сейчас речь веду не об этом.
Ясно, что эти анкеты никто просто так заполнять не станет. Хоть в них и говорится, что это поможет производителям создавать автомобили более соответствующие нуждам потребителей, простому обывателю этим заниматься лень, да и опять же это ведь нужно личной информацией делиться (тем же адресом, например). Я, конечно, могу заполнять эти анкеты, потому что мне это еще ново и интересно, но это надоедает достаточно быстро. Чтобы заполнить опросник на 5-6 страниц, приходится потратить около часа, не смотря на то, что они, как правило, представляют собой списки готовых ответов, которые нужно помечать галочкой. Поэтому эти фирмы стараются как-то стимулировать людей. Например, одна фирма вкладывала по два доллара в конверт (это скорее символическое поощрение) вне зависимости от того, будешь ты возится с их анкетой или нет. Другая организовала лотерею среди участников, заполнивших анкеты. И вот пришел еще один такой опросник.
В этот раз кроме анкеты предлагали поучаствовать в анкетировании-выставке. Если ты был согласен, то нужно было выбрать день и время, которое было бы наиболее удобным. Предлагались на выбор суббота, воскресение и понедельник, начиная с 29 сентября. Мы с Наташей решили поучаствовать в этом деле. Я заполнил анкету, Наташа ответила на вопросы, которые были рассчитаны на "супругу" и мы отправили этот опросник. Там было сказано, что не все желающие смогут принять участие в анкетировании. Если вас выберут, то пришлют пригласительный билет. Без пригласительного билета приходить нельзя, как нельзя приводить гостей, знакомых или родственников. Мы в анкете пометили, что согласны участвовать в опросе только в том случае, если приглашения будут высланы нам двоим (там был и такой пункт - организаторы предусмотрели все). Мы решили, что это будет нам вроде развлечения - съездим в даунтаун, посмотрим на машины. В письме, которое пришло вместе с анкетой, было сказано, что на выставке будут представлены как современные машины, которые есть в продаже, так и концептуальные модели, только готовящиеся к серийному производству (меня это несколько заинтриговало). Так же твердо было обещано, что никто не попытается нам ничего продать в течение нашего посещения. Для вас это, может быть, звучит забавно, а здесь к таким вещам относятся весьма серьезно. Можете себе представить, каково это - пойти на выставку-опрос и поддаться на уговоры какого-нибудь продавца, потратив при этом десятки тысяч долларов.
Письмо с приглашением пришло за неделю до выставки. Нас приглашали в субботу на 13:30. По их расчетам анкетирование должно было занять два часа тридцать минут. Снова было сказано, что нельзя приводить с собой детей, друзей или родственников. Так же нельзя было с собой брать мобильные телефоны, сумочки и портативные компьютеры. Предлагалось приходить в свободной повседневной одежде и обуви подходящей для ходьбы по бетонному полу. Была приложена карта месторасположения выставочного центра, и парковочный билет на стоянку в этом центре. Рекомендовалось приехать за пять-десять минут до обозначенного времени. По завершению выставки каждому участнику полагалось по сто долларов за потраченное время и усилия.
Мы выехали за 45 минут до указанного времени. Вела Наташа, а я был за штурмана. Последнее время, если мы едем куда-либо вдвоем, то обычно ведет Наташа, а я разбираюсь с картами или просто сижу пассажиром. Водит она, наверное, не хуже меня, может даже и лучше, и к тому же ей это жутко нравится. С картами же пока еще у меня получается все-таки получше. До даунтауна от нас примерно миль 20. Приехали мы без проблем и сразу же нашли въезд на паркинг. Правда потом оказалось, что это въезд для павильона С, а у нас был обозначен павильон G. Так что пришлось пройти немного пешком, метров 200 - 300. Для вас может это забавно звучит, но как-то к таким вещам быстро привыкаешь. Сначала посмеиваешься над этим, а потом глядишь и сам готов три раза объехать парковку по кругу, потратить на это 10 минут, но запарковаться поближе к магазину на 20 метров. Но здесь выбирать было особо не из чего, и мы завернули на паркинг С.
Парковка в выставочном центре платная, 4 доллара. Я показал наш парковочный билет, что мы получили по почте, и нам обменяли его на талон, который нужно было укрепить под ветровым стеклом. Покружив по огромному подземному паркингу на несколько этажей мы наконец нашли место где приткнуть машину. На перекрестках под землей стояли служащие и показывали куда ехать. Ну, примерно, как у вас на базаре, только площадь побольше. Получилось так, что пока мы поднялись на поверхность, пока дошли до павильона G, как раз было уже полвторого.
У входа нас встретили, проверили пригласительный билет и пропустили вовнутрь. Там снова посмотрели наш пригласительный и сказали к какому столику подойти. У этого столика у нас наконец-то забрали пригласителный, проверили наши водительские права, ввели наши имена в компьютер и выписали нам какие-то номерки. Эти номерки мы показали другому служащему, и он дал нам специальные компьютеры. Причем, когда выдали номерок Наташе, ей показали место рядом со столом и сказали ждать, пока ее не позовут. Потом то же сделали и со мной. Я стоял и ждал, пока подготовят компьютер для Наташи и займутся мной. Т.е. я стоял не рядом с ней, а там, куда мне указали. Когда я по привычке, пошел к Наташе, мне сказали вернуться и ждать (в двух метрах от того места, где выдавали компьютер Наташе). Потом, когда закончили с ней, подозвали меня. Я показал свой номерок, парень-служащий взял из кипы один компьютер и что-то над ним поколдовал. Компьютер был особенный, такие я видел только в журналах. Он был похож на толстую книгу (но тоньше, чем Энциклопедия). На нем не был ни каких кнопок, только плоский экран и все. К нему прилагалась заостренная палочка, привязанная на шнурке. Этой палочкой можно было тыкать в экран и таким образом управлять компьютером.
Все это происходило в огромном павильоне, что-то наподобие Эксподонбасс. Но пространство вокруг было разгорожено матерчатыми ширмами-переборками, так, что получалось, будто ты находишься в отдельной комнате без потолка. Нас провели в другую комнату, где рядами стояли столы, за которыми сидели люди с такими же компьютерами как у нас. Столов было много, и люди сидели свободно. Мы сели за стол, наши компьютеры подключили к питанию, и анкетирование началось.
Нужно было помечать наиболее подходящие варианты ответа, указывая их этой пластиковой палочкой. Вначале описали, что в среднем это анкетирование занимает два с половиной часа, если отвечать на вопросы со скоростью среднего человека. Также было дополнительно замечено, что ответы на вопросы должны отражать только личное мнение анкетируемого и запрещалось отвечать на основе советов друзей или родственников. При возникновении вопросов рекомендовалось обращаться за помощью только к служащим и ни к кому более. Но мы с Наташей все равно переговаривались время от времени, когда надо было перевести какой-либо непонятный вопрос. К тому же некоторые вопросы были несколько… э-э-э, специфичны, что ли. Например: "Какой расход бензина в милях на галлон должен быть у автомобиля, который вы хотите купить? По шоссе __ По городу__" Каково, а? Можете заменить мили на галлон на литры на 100 км. Ах, кое-кто ответил и не считает этот вопрос странным? Тогда передайте его своим женам и пусть они ответят на него, исходя из личных рассуждений. То-то же...
Вопросы шли один за другим и не было им видно ни конца ни края. Я решил, что я что-то не так понял насчет осмотра машин, и все анкетирование будет заключаться в ответе на вопросы на компьютере. Вопросы кстати были составлены с учетом ответов на бумажную анкету, с которой все началось месяц до этого. Т.е. в одном месте было так и сказано: "При ответе на предыдущую анкету вы написали, то-то и то-то. Теперь с учетом этого, ответе на такой вопрос, и т.д." Вопросы были самые разнообразные. Например, сначала предложили выбрать машину из списка, а затем предложили составить психологический портрет ее водителя. Мужчина это или женщина, какая у него семья - теплая, деловая, индивидуалистическая или вообще нет семьи. Предложили описать характер машины, как если бы она была человеком и т.д. Так и шло, вопросы, вопросы и вопросы. И вдруг, появилось указание пригласить служащего, чтобы он ввел какой-то код и дал нам следующие распоряжения.
Нас отвели к другому столу и там хитрым образом закрепили на нас наши компьютеры. На компьютеры с самого начала было надето что-то вроде сбруи - ремешки, обтягивающие этот томик по периметру. Теперь к этим ремешкам подсоединили еще несколько ремней таким образом, что от правого нижнего угла ремень шел наискосок через спину, и снова присоединялся к компьютеру в левом верхнем углу. Соответственно от левого нижнего он шел через спину к правому верхнему. Таким образом, компьютеры оказались закреплены перед нами на уровне живота наподобие подносов у коробейников. После этого нам пожелали удачи и направили за занавеску в другую комнату.
И тут мы оказались в огромном ярко освещенном зале. По кругу было выставлено десятка два машин и в центре стояло еще несколько. Наконец-то это была выставка! Теперь компьютер говорил куда пойти и, что сделать. Нам предложили подойти к одной из машин стоящих в центре, причем было сказано, что Наташа должна подойти со стороны водителя, а я со стороны пассажира. Началась длительная работа по оценке автомобилей.
Машина, у которой мы стояли, была Dodge. Это был тот самый обещанный концепт-автомобиль. Такие Доджи еще не выпускаются серийно. У того, что был на выставке, отсутствовали внутренности. А рядом стоял еще один такой же, но недоделанный внешне, зато у него присутствовала внутренняя отделка и приборная панель. Вокруг этого Доджа были нанесены метки на полу, и полагалось встать на ту или иную метку и отметить, что тебе нравится, а что нет при рассмотрении машины с этой точки. При этом на компьютере появлялась картинка с соответствующим видом, и нужно было просто отметить надлежащие элементы. Потом шел осмотр салона и оценка удобства расположения приборов, свободы обзора, комфорта в салоне и простоты самой посадки-высадки. Поскольку это был концепт-автомобиль, и организаторы относились к нему очень бережно, то рядом стояли служащие, которые по просьбе открывали дверь, для того чтобы ты мог сесть в машину, закрывали ее за тобой, а потом так же давали выйти. То же самое и с багажником. И все это было написано в компьютере, куда сесть, на какие ощущения обратить внимание, куда посмотреть.
Этот Додж был из каких-то вагонов побольше нашего Форда Фокуса. Я имею ввиду тип кузова "вагон", по другому наверное это называется "универсал". Но мне не нравится внешний дизайн нынешних Доджей, какие-то они все мордатые, о чем я и рассказал в анкете. Так же предлагалось оценить эту машину, а потом называлась ее реальная прогнозируемая цена и спрашивалось, насколько эта цена справедлива. В общем с этим Доджем мы провели наверное большую часть времени.
30 сентября 2001