27 августа 2017
Права на мотоцикл в США
Примечание:
Правила могут отличаться от штата к штату, я получал мото-категорию в Калифорнии поэтому, когда я пишу "США", то обычно имеется в виду «США на примере штата Калифорния».
Это вторая часть текста. Начало см. в теме Получение прав в США: Общая теория
Мото-категория не требуется для управления трехколесным транспортными средствами: мотоциклами Иж-Юпитер или Урал с коляской, трициклами Can Am Spyder и трициклами Харли. Например, Шварценеггер был вынужден ездить на Харли с коляской до тех пор пока не собрался открыть себе категорию М.
Арни на своем Харли с коляской
Так же, мото категория не требуется для управления моторизированными скутерами. Но калифорнийский «скутер» это не мотороллер Веспа, это то, что по-русски называется «самокат».
Как и во многих странах мото-категория в США разбита на две подкатегории: полная М1 и ограниченная М2. Ситуация с М1 и М2 довольно запутанная и специфична для Калифорнии. Хотя разница между М1 и М2 более менее формализована, я нигде не нашел ограничений на получение полновесной категории (М1). Для кого существует ограниченная мото-категория М2 мне не понятно. Кто угодно, начиная с 18 лет может пройти 3-дневные курсы, получить полную категорию и купить себе Yamaha R1. Нет, вы не ослышались. ТРЕХ-дневные курсы: 8 часов теории и два дня практики на парковке. Если у этого 18-летнего человека уже есть авто-категория, то ему даже не нужно сдавать практику в ГАИ после этих трехдневных курсов. Если у человека нет авто-категории, то придется сдать «наблюдательный тест на дороге». Для этого работник ГАИ стоит на тротуаре, простит ученика проехать вокруг квартала и «наблюдает» за этим со стороны (да, просто стоя на тротуаре). Если ученик выжил поездку вокруг квартала, то его награждают водительским удостоверением и отпускают покупать литр-спорт Yamaha R1. (На самом деле, новичок, скорее всего, не сможет купить R1 или R6, потому что у него не хватит денег на страховку, которую ему заломят из-за отсутствия стажа и опыта, но это совсем другая история).
На первый взгляд цена R6 кажется обманчиво привлекательной
Что? Круги, восьмерки и конусы? Не… этого не надо, если человек берет трехдневные мото-курсы. Считается, что на курсах за два дня практики его достаточно научили ездить восьмерками между конусов. Трехдневные курсы стоят $180 для тех, кто не достиг 21 года и $258 для тех, кому 21 и больше.
Пока не разберешься, система кажется сложной и запутанной. Поэтому я попытался оформить последовательность действий в форме диаграммы.
Еще один интересный момент. Мотоциклы с объемом до 150см³ нельзя использовать на автомагистралях Калифорнии. Магистрали-интерстейты - основные транспортные артерии США. Они служат не только для дальних поездок и поездок между штатами, как может показаться из названия. Большинство больших городов пронизаны автомагистралями в нескольких направлениях. Но Ёбрикам и мини-скутерам туда нельзя, что сильно ограничивает свободу передвижения. Это одна из причин, по которым даже в самых-самых осторожных рекомендациях для начинающих никто не советует что-либо ниже 300см³. В других штатах нет ограничений по объему, а вместо этого существуют ограничения по скорости.
Если вы хотите получить права мотоциклиста в Калифорнии
(Мои личные размышления)
Курс CMSP (California Motorcyclist Safety Program) необходим только для тех, кому нет 21 года. Для остальных эти курсы не обязательны. Но зачастую их настоятельно рекомендуют для всех, и я тоже присоединяюсь к этим рекомендациям. Как минимум потому, что после прохождения этих курсов не нужно сдавать практический экзамен вождения мотоцикла в DMV. Курсы не сложные, 1 день теории и два практики.
Эти курсы проводятся разными коммерческими структурами, сертифицированными для проведения обучения. Чтобы найти школу, которая ближе всего к вам и с наиболее удобным для вас расписанием просто задайте поиск в Гугле CMSP ваш город. Например:CMSP Los Angeles и выбирайте те, которые вам более удобны. Есть официальный сайт со списком всех провайдеров, которые проводят курсы и с другой полезной информацией:http://cmsp.msi5.com, но он временами глючит и работает через раз, поэтому иногда проще просто погуглить по названию города.
Программа CMSP основана на базе школы Ли Паркса, написавшего книгу Total Control. Ли Паркс так же проводит обучение опытных мотоциклистов и предлагает несколько дополнительных уровней обучения:
- Total Control Advanced Riding Clinic (ARC) Level 1
- Total Control ARC Level 2
- Total Control Track Clinic (занятия на треке)
Подробнее об этих курсах читайте на официальном сайте Ли Паркса: http://totalcontroltraining.net/. На этом же сайте есть расписание занятий.
Мотоциклисты сдают два теоретических экзамена: общий для всех автомобилистов и специальный мото-экзамен (Про общий экзамен см предыдущую статью: Получение прав в США: Общая теория). Поскольку правила дорожного движения для всех одинаковые и мотоциклисты уже сдавали тест общий для всех участников движения, специальный теоретический мото-экзамен не касается ПДД, а в большей степени акцентирован именно на особенностях вождения мотоцикла. Для мото экзамена тоже есть брошюра. Это своего рода «памятка для мотоциклиста». Увы, на русском языке брошюры нет, поэтому я не буду мучить читателей длинными выдержками, а переведу лишь несколько цитат.
Полный текст на английском языке находится на сайте Департамента Автотранспорта Калифорнии (англ):
Motorcycle Handbook
Брошюра в PDF формате (англ): Motorcycle Handbook
Контрруление
Контрруление - краеугольный камень управления мотоциклом. Эта концепция неведома тем, кто не ездит на двух колесах. Но зачастую она неизвестна даже тем, кто водит мотоцикл с детства будучи самоучкой. Я помню, как в 80-е годы мы учились ездить на Минсках и Явах и объясняли друг другу: «Минск рулится рулем, как велосипед, а Ява тяжелая, поэтому ее нужно поворачивать корпусом». Какую же чушь мы несли с умным видом… 30 лет назад этому не учили на советских мотокурсах ДОСААФ. Как я понимаю, в мотошколах России и Украины этому не учат и сейчас. Потому что даже в нынешнее время на форумах и в видео-блогах я наталкиваюсь на людей «оспаривающих контрруление». Хотя, на самом деле, там и оспаривать нечего. Без разницы, Ява это, Минск, Харли или спорт-байк. Их не надо «поворачивать корпусом». Даже самый тяжелый Харлей поворачивается рулем. Закавыка в том, что мотоцикл поворачивает В ПРОТИВОПЛОЖНУЮ сторону от поворота руля. Бред? Отнюдь.
В американских мото-школах контррулению уделяют значительное внимание и с первого часа занятий и до самого последнего экзамена вдалбливают истину: мотоцикл управляется контррулением. Читаем технику поворотов описанную в «Справочнике мотоциклиста», и видим, что она прямо опирается на контрруление.
Используйте следующие четыре шага для лучшего управления:
- Уменьшите скорость до поворота, сбросив газ и, при необходимости, используйте оба тормоза.
- Смотрите сквозь поворот, туда, куда вы хотите двигаться. Поворачивайте только голову, но не лечи и держите глаза горизонтально.
- Чтобы повернуть, мотоцикл должен наклониться. Для наклона мотоцикла плавно толкните рукоятку в направлении поворота. Толкнёте левую - наклонитесь влево - повернёте влево. Толкнёте правую - наклонитесь вправо - повернёте вправо. Чем больше скорость и круче поворот, тем больше требуется наклонить мотоцикл.
- Открывайте газ во время прохода через поворот для стабилизации подвески. Держите одну скорость или постепенно ускоряйтесь. Это добавит стабильности мотоциклу.
О! Это же фактически слово в слово по Кейт Коду! Тут тебе и контр-руление, тут и рекомендации по плавному открытию газа прямо в повороте. Причем контрруление уложено в простую формулу «Толкай правой рукой, чтобы повернуть направо» без каких-либо заумных рассуждений.
Другие полезные советы
В главе о разворотах описана техника поджатия заднего тормоза:
Подтормаживание задним тормозом - практика, которую используют для стабилизации мотоцикла и его лучшей управляемости в развороте. Не используйте для этого передний тормоз, это может привести к падению.
В теме о езде ночью хорошая рекомендация:
Используйте свет впереди идущего автомобиля. Фары транспортного средства, движущегося впереди вас дадут вам больший обзор дороги, чем ваш собственный дальний свет. А прыгающие задние фонари предупредят вас о ямах или плохом дорожном покрытии
В книжке есть отдельная глава с советами о групповых поездках.
Не передвигайтесь парами. Никогда не находитесь рядом с другим мотоциклистом. В этом случае у вас не будет места для маневра, если понадобится избежать столкновения с автомобилем или объехать препятствие на дороге. Если нужно переговорить, то дождитесь остановки.
Шахматный порядок.
Это лучший вариант, позволяющий держаться близко друг к другу и при этом поддерживать адекватную дистанцию. Лидер двигается в левой части полосы, тогда как второй участник держится на расстоянии одной секунды от него в правой части полосы. Третий мотоциклист двигается в левой части полосы в двух секундах позади лидера. Четвертый - на двухсекундном расстоянии за вторым и т.д. Такое построение позволяет держаться близко и при этом все участники имеют достаточные интервалы и дистанции со всех сторон по отношению друг к другу.
Обгон при движении в группе.
Участники группы совершают обгон по очереди:
- Сначала лидер группы выезжает на другую полосу и выполняет обгон. После обгона лидер возвращается в левую часть своей полосы и продолжает движение с "обгонной скоростью", чтобы открыть место для следующего участника.
- После того, как первый мотоциклист завершил обгон, второй мотоциклист перемещается в левую часть своей полосы и ожидает момента, когда он может безопасно выполнить обгон. После обгона этот мотоциклист возвращается в правую часть своей полосы и тем самым открывает возможность для того, кто будет совершать обгон вслед за ним.
- Некоторые считают, что лидер должен перемещаться в правую часть полосы после обгона. Это не самая лучшая практика. Это может привести к тому, что второй мотоциклист начнёт обгон до того, как перед обгоняемым транспортным средством будет достаточно места для того, чтобы восстановить изначальный порядок движения группы.
Колонна по одному. Перестраивайтесь в колонну по одному при движении по извилистым дорогам, поворотам и при въезде и съезде с шоссе.
На мой взгляд, вполне годный талмуд для начинающих. Он пронизан простыми советами и вещами, которые могут показаться банальными для людей с мото-опытом, но совершенно нетривиальными для новичков. В книжке многократно на разные лады повторяется мантра о том, что нас не видят. В ней нет классических задач об очередности проезда перекрестка. Но зато есть куча примеров «вам не уступят, несмотря на то, что у вас есть преимущество».
После прочтения двух брошюр, наш потенциальный водитель-мотоциклист полностью готов к прохождению теоретического экзамена. Об этом в следующей статье.