15 декабря 2012
Национальный парк Секвойя
В национальном парке “Секвойя” мы бывали неоднократно (см. предыдущую статью Национальный парк “Секвойя”), но было это давно, почти 10 лет назад. С тех пор утекло много воды, у нас появились цифровые фотоаппараты, да и просто хотелось куда-нибудь съездить после эпического возвращения в Калифорнию из Нью-Йорка.
Дорога к секвойям
В этот раз мы поехали не напрямую через Лос-Анжелес, а решили сделать небольшой крюк, проехав по шоссе i-15 и обогнув справа горы, лежащие вокруг Лос-Анжелеса. Если ехать таким макаром, то дорога значительной частью проходит через пустыню Мохаве. В этих краях мы тоже бывали раньше и сейчас с интересом смотрели на знакомые места. Одним из пунктов, ради которых мы поехали таким маршрутом была солнечная электростанция на перекрестке шоссе 395 и 58 (Kramer Junction).
Эта электростанция мощностью 150 мегаватт является одной из трех частей системы SEGS. Еще за много километров обращаешь внимание, что по пустыне со всех сторон стягиваются высоковольтные линии электропередач, а на расстоянии десяти километров от станции появляется серо-голубое облако, которое издалека можно принять за озеро. Хотя электростанция работает от солнца, электричество вырабатывают не солнечные батареи, а паровые турбины. Зеркальные параболы нагревают масло в трубах, а масло в свою очередь нагревает воду для турбин.
От Kramer Junction дорога идет на запад и поднимается в горы. И тут же на глаза подпадает другой источник альтернативной энергии - ветровые электростанции. По горам раскиданы ветряки проекта - самой большой ветряной электростанции в США, мощность которой превышает 1000 МВатт.
Но калифорнийцы не зациклены на чистой энергии. К северу от Лос-Анжелеса идут поля с нефтяными вышками. Когда едешь через эти поля, то кажется, что люди просто ставят такую вышку у себя во дворе и качают потихоньку нефть для бытовых нужд
На подъезде к национальному парку Секвойя, равнина переходит сначала в холмы, а потом в настояще горы.
Национальный парк Секвойя
До парка мы добрались чуть позже полудня. Гигантские секвойи находятся в горах, а въезд в парк - в предгорьях. Поэтому, после того, как въезжаешь в парк оказывается, что нужно еще больше часа ехать по жестокому серпантину. Информационный центр находится в нижней части, неподалеку от въезда. В парке есть пещера (см. рассказ Кристальная пещера). Если есть планы сходить в пещеру, то нужно купить билет в информационном центре и позаботиться об этом надо до подъема в горы к пещере, потому что потом уже не захочется тратить еще час на то, чтобы вернуться за билетами в информационный центр.
По пути наверх дорога проходит мимо арки, образованной упавшим камнем. Раньше дорога проходила прямо под этой аркой и до сих пор видна дорожная разметка на асфальте. Но сейчас шоссе переложили в объезд этой арки, а в проходе сделали пешеходную дорожку.
Отсюда же, снизу открывается первый вид на достопримечательность национального парка Секвойя - скалу Moro Rock.
Секвойный лес называется “Лес Гигантов” и начинается с того, что дорога проходит через группу секвой.
Каждый раз, когда мы приезжали в Секвойю, мы въезжали в парк с юга и продвигались на север, заезжая по пути на все достопримечательности. И последним пунктом у нас было дерево генерала Шермана - самое большое дерево в мире. В этот раз мы попробовали осмотреть парк в обратном порядке - сначала заехать к дереву генерала Шермана, а потом, во все остальные места.
На подъезде к дереву Шермана нас ожидал сюрприз. Оказывается, что за прошедшие 10 лет руководство национального парка пересмотрело политику относительно парковок для посетителей. Во многих местах, где мы раньше оставляли машину, теперь нельзя парковаться. Ближайшая стоянка у дерева Шермана разрешена только для инвалидов, а общая стоянка находится значительно дальше. То же самое мы обнаружили позже у Тропы Больших Деревьев - ближняя стоянка открыта только для инвалидов, а обычным людям нужно оставлять машину на дальней стоянке и идти пешком.
По всей видимости эти нововведения связаны с увеличивающимся потоком посетителей. С одной стороны, вроде бы понятно желание организаторов сделать так, чтобы инвалиды имели возможность запарковаться поблизости. С другой стороны, от общей стоянки до дерева Шермана приходится идти по длинной тропинке идущей больше полу-километра по крутому склону высокогорья. Мы видели много пожилых людей, которым было явно тяжело возвращаться по такому длинному подъему к парковке.
Вообще, дерево Шермана как-то разочаровало. Хотя и толстое, но само по себе невзрачное с несимметричной кроной. Оно привлекает к себе огромное количество людей не внешним видом, а своим статусом самого большого дерева в мире по объему древесины. При этом, оно не самое высокое (его высота - 83м) и не самое толстое (диаметр ствола около 11 метров). Возраст дерева Шермана оценивают в 2300 - 2700 лет.
Дерво возрастом почти в 3 тысячи лет на заднем дворе не вырастишь. Поэтому национальный парк старается по возможности его охранять - вокруг установлены заборы, и т.п. В остальной части парка можно ходить где угодно, а вокруг дорожек идущих к дереву Шермана и вокруг самого дерева, стоят знаки с просьбами не сходить с тропинок. Количество людей, пришедших посмотреть на это дерево просто поражает воображение. Чтобы сфотографироваться с табличкой “Дерево генерала Шермана” нужно постоять в очереди!
Время от времени кто-то из посетителей не выдерживает эмоционального напряжения, перепрыгивает через забор и подбегает к дереву, чтобы сфотографироваться прямо у подножья. Таких товарищей сразу же отстреливают дежурящие неподалеку рейнджеры.
Мы тоже последовали примеру этих заборных перепрыгивателей. Нат быстрой ланью метнулась к дереву Шермана, а я живенько сделал эту фотку.
Походили мы вокруг этого дерева, постояли в очереди, пофотографировались и пришли к выводу, что, хотя это и важная достопримечательность национального парка Секвойя, но вряд ли его нужно относить к числу мест, самых необходимых для посещения. Слишком уж много сложностей и неудобств: далеко идти от парковки, много людей, невозможность сфотографироваться рядом и т.п.
Тропа Больших Деревьев
Big Trees Trail - кольцевая асфальтированная дорожка неподалеку от музея Giant Trees Museum. С парковкой дела там обстоят чуть получше, чем с деревом генерала Шермана, и хотя машину нужно ставить у музея и идти к тропе пешком вдоль дороги, это расстояние не такое длинное и подъем при возвращении к машине не такой крутой. Длина кольцевой тропы - чуть меньше двух километров и на наш взгляд, Big Trees Trail - одно из самых лучших мест во всем парке. Здесь есть много мест, где можно сойти с асфальтированной дрожки и подойти к деревьям, оценить их обхват своими руками.
Мы бродили по дорожке и вокруг нее весь оставшийся вечер, и даже на следующий день продолжили осмотр парка с этого же места.
Если идти от стоянки к Big Trees Trail, то прямо на подходе к тропе встречаются две симпатичные толстые секвойи. Корни этих секвой упираются в землю словно лапы сказочных гигантских животных.
Секвойи не только толстые, но и высокие. Однако, их высоту тяжело оценить и еще сложнее сфотографировать так, чтобы фотография давала представление о высоте. Во-первых для того, чтобы оценить высоту дерева, не достаточно просто посмотреть на него, закинув голову. Желательно взглянуть издалека, но в лесу не получается посмотреть на дерево издалека - мешают другие деревья. Во-вторых, даже если смотреть на секвойю с приличного расстояния, то хорошо бы видеть что-то, что дает возможность прикинуть масштаб.
На Тропе Больших Деревьев как раз предоставляется такая интересная возможность. В центре тропы, идущей по кругу, лежит большая болотистая поляна вокруг которой растут секвойи. Когда гуляющие по тропе люди, проходят мимо этих секвой, то становится ясно насколько огромны эти деревья.
В отличие от окрестностей дерева генерала Шермана, здесь можно заходить в лес. И мы не упустили этой возможности продемонстрировать высоту секвойного леса.
Ходили мы по этой тропе, ходили... Остановились возле живописной коряги...
Вдруг, видим, косули промчались с большой скоростью. Нат говорит:
- Куда это косули так беут?
- Да это они медведей испугались, - отвечаю я шутя.
Стоим, фоткаем какой-то пень дальше. И тут Нат говорит:
- Смотри-ка, и правда медведь. Только маленький еще.
- ГДЕ??? - в ужасе подскакиваю я.
- Да вон за травой идет, по тропе, где мы только что были.
Смотрю, и правда медведь. Вроде как медвежонок по размерам.
- Ага, вижу, - отвечаю.
- Ты не туда смотришь, - говорит Нат. - Он с другой стороны дерева.
Я медленно-медленно начинаю соображать:
- Э... Если это два медвежонка...
- То где-то рядом должна быть мама-медведица! - заканчивает за меня Нат.
И точно, из травы появляется медведица уже правильных размеров. Мы подхватили ноги в руки и резвым шагом потопали подальше от этого семейства.
Медведи еще какое-то время шли за нами по тропе, потом свернули в лес. Тут я вспомнил, что оставил свою фото-сумку там, откуда мы так резко свалили. Пришлось идти обратно через то место, где медведи ушли с тропы.
На Тропе Больших Деревьев встречаются интересные экземпляры. Например, секвойя, обросшая валун, размером с маленький дом.
Или сросшаяся двойная секвоя.
Если интересны поваленные деревья, вдоль которых можно ходить, измеряя их шагами, то на Тропе Больших Деревьев есть и такие экземпляры.
Земля вокруг покрыта хвоей, раскрошенной корой и упавшими шишками. У гигантских деревьев должны быть гигантские шишки! Вот фото шишки секвойи и сосны. Тут сразу ясно, какая шишка от какого дерева, правда же? (Маленькая подсказка: шишка секвойи - в правой руке)
Группа Паркера
Второе живописное место, которое нам нравится - Parker’s Group. Группа секвой, которая может служить иллюстрацией к поговорке о том, как заблудиться в трех соснах.
Каждый раз, когда мы приезжаем в национальный парк Секвоя, мы с нетерпением ждем момента, когда мы доберемся до Группы Паркера. Даже сам не знаю, чем она нас так привлекает.
Эта группа растет рядом с Туннельным Бревном (Tunnel Log). В Секвойе никогда не было растущего дерева, сквозь которое можно было бы проехать на машине. Знаменитые фотографии с пропиленной аркой сделаны в национальном парке Йосемити. В парке Секвоя есть упавшее бревно, в котором тоже проделана арка для проезда машин. Не так эффектно как в Йосемити, но тоже интересно.
Этот маленький участок дороги собрал на себе большое количество достопримечательностей. Кроме Группы Паркера и Туннельного Бревна здесь лежит поваленная секвойя, корни которой торчат прямо на дорогу. Не уверен на все 100%, но мне кажется, что этого поваленного дерева не было, когда мы приезжали сюда несколько лет назад. Картина очень похожа на Автомобильное Бревно, лежащее неподалеку.
Кстати, об Автомобильном Бревне. Его совсем закрыли для въезда на машинах. Раньше можно было заехать даже на легковушке (мы заезжали на Форде Фокусе). Потом бревно стало разрушаться и заехать на него на автомобиле стало уже проблематично. Поэтому сейчас вдоль бревна врыты столбики закрывающие въезд.
Скала Моро (Moro Rock)
Последним пунктом в Секвойе у нас была скала Моро - серый гранитный купол, возвышающийся над парком. Каменная лестница ведет на самый верх скалы. Подняться на вершину по этим ступенькам не составляет труда даже при наличии умеренной физической формы. Мы видели много людей с детьми всех возрастов, поднимающихся на вершину. Нат особо понравился обвешанный цепями и браслетами и одетый с ног до головы в кожу обтатуированный папа-рокер, ведущий за ручку пристегнутого к своему ремню жесткой 2х метровой цепью полуторагодовалого ребенка.
На вершине Моро Рок сооружена довольно просторная площадка, с которой открывается захватывающий дух вид на окружающие горы и долины. Далеко внизу видна вьющаяся серпантином по склону горы дорога.
После Моро Рок мы перекусили, сверились с картами и временем и решили ехать во второй национальный парк, примыкающий к парку Секвойя с севера: Каньон Королей - Кингз Каньон (Kings Canyon National Park). Но это уже другая история...
16 декабря 2012