17 января 2012
Нью-Йорк за один день - 1
Часть I: нижний Манхэттен, Бруклинский мост, чайнатаун
Некоторые говорят, что, путешествуя по Штатам, на Нью-Йорк надо отводить не меньше недели. Кто-то считает, что его можно посмотреть за несколько дней. А я решил пройтись по Нью-Йорку и выяснить, что можно увидеть за один день. Причем зимой, в декабре, когда световой день самый короткий в году.
Итак, в один день из рождественских каникул, когда делать было совершенно нечего, я встал пораньше и в 7:30 наш пригородный бронепоезд высадил меня на вокзале Пенсильвания. Этот вокзал расположен прямо в центре Манхэттена, на 32-34 улицах, под спортивным и концертным комплексом Мэдисон Сквер Гарден. Это основной железнодорожный узел Нью-Йорка, откуда поезда идут на юг (в Вашингтон и Филадельфию), на север (в Бостон), на восток (пригородные на Лонг-Айленд) и на запад (пригородные в Нью-Джерси) Вся станция целиком находится под землей.
Не выходя на поверхность, я пересел в метро, и двинул на самый юг Манхэттена. В моих планах был пеший переход по острову (Манхэттен это остров) с юга на север.
На южном окончании Манхэттена находится Бэттери-парк, из которого открывается неплохой вид на Нью-Джерси, лежащий за Гудзоном.
Так же отсюда идут паромы к Статуе Свободы и бесплатный паром на Статен-Айленд. Паром Статен-Айленд стоит того, чтобы на нем прокатиться, если есть время (поездка туда-обратно занимает час). С этого парома открывается красивый вид на небоскребы южного Манхэттена.
Но времени у меня не было, кроме того, стояла довольно холодная декабрьская погода и перспектива проторчать час на ветренной палубе меня не радовала. В общем, я решил обойтись без водных покатушек и бодрым шагом отправился к первой интересующей меня достопримечательности – скульптуре атакующего быка.
Раньше, скульптура стояла сама по себе. Но, опасаясь вандализма со стороны демонстрантов, оккупирующих Уолл-Стрит, быка огородили заборами и поставили полицию для охраны. Демонстранты уже давно разошлись по домам, а заборы и полиция так и остались. Теперь не известно, отпустят ли быка на свободу или он так и будет сидеть в загончике. В любом случае, к быку надо приходить рано утром. Не позднее 8-9 часов. Потому что потом начинают подтягиваться бесконечные туристы, вырастает толпа и побыть с быком наедине уже не получится.
От быка, подать рукой до Уолл-Стрит и нью-йоркской биржи. Брокеры порадовали себя большой елкой.
Уолл-Стрит и биржа находятся в глубоком ущелье, зажатые между небоскребов. Здесь всегда царит полумрак (в котором легче проворачивать темные делишки, играя на акциях и наводя тень на плетень)
Везде по Манхэттену раскиданы мобильные шашлычницы, где за 6 долларов можно взять говяжий шашлык, за 4 доллара – пакетик жареных каштанов, а за 2 доллара – большой крендель. В общем, полный аналог российских точек, торгующих шаурмой.
Таких шашлычников называют вендорами. (Фиг его знает, почему вендоры. Для меня вендор это представитель какой-то большой фирмы. Но нью-йоркцам виднее)
Позднее, уже вечером, я перекусывал шашлыком вот у такого, совершенно инфернального «вендора», из тележки которого валил столбом дым, затянувший туманом всю Пятую Авеню.
Но это было уже потом. А пока, мой путь лежал к стройке нового Всемирного Торгового Центра…
Новый Всемирный Торговый Центр состоит аж из семи башен, но наиболее завершены ВТЦ-1, ВТЦ-4 и ВТЦ-7. ВТЦ-1 видна на фотке слева. Первая башня уже имеет 90 этажей стального каркаса, больше 80 этажей бетона и остеклена почти до 70 этажа. Всего в ней будет 105 этажей. Это в два раза выше черного 50-этажного здания, которое видно в самой правой части снимка. ВТЦ-7 это второй слева зеркальный небоскреб, стоящий рядом с ВТЦ-1. Он имеет 50 этажей и уже полностью закончен. ВТЦ-4 это самый правый зеркальный небоскреб. Он будет иметь 72 этажа из которых уже построено 58 и остеклено 48 этажей. Вообще, вся атмосфера вокруг стройки гудит от напряжения. По прилегающим улицам ходят рабочие, увешанные карабинами, ремнями и прочей дивной снярягой. Почему-то я протормозил и не сфотографировал никого. Наверное, постеснялся.
Долго я тут не задерживаюсь, делаю последний снимок и ухожу дальше. Здесь видно, что одна из башен еще только едва-едва поднялась над землей на несколько этажей.
Следующий пункт моего похода — Бруклинский мост. В нижней части Манхэттен соединяется с Бруклином и Квинсом тремя мостами перекинутыми через Ист-Ривер: Бруклинским, Манхеттенским и Вильямсбургом. Как запомнить порядок этих мостов? Очень просто: BMW. Услышав этот нехитрый прием от экскурсовода еще лет пять назад, я навсегда запомнил этот порядок.
Ходить по мостам через Ист-Ривер — огромная потеря времени. Они просто невероятно длинные. Я решил дойти только до первой опоры Бруклинского. И то, такой поход занимает почти километр в одну строну. Туда-сюда, вот и два километра. А время уходит. Солнце к этому времени поднялось уже достаточно высоко. Пешеходная дорожка проходит по центру Бруклинского моста. Поэтому на снимках сделанных на этом мосту всегда присутствует характерная паутина кабелей. Щелкаю Манхэттен в южном направлении. Вроде бы здания как здания. Бетонные коробки. Но когда посмотришь на машины, едущие по шоссе, понимаешь, насколько эти постройки огромны.
Кстати, Манхэттен это не только небоскребы. К северу от моста открывается вид на вполне обычные красные кирпичные многоэтажки. Если присмотреться, то вдалеке видна остроконечная башня здания Крайслера. Туда я еще дойду. Когда совсем стемнеет. А на переднем плане — шоссе, огибающее Манхэттен по периметру. В этом месте оно называется шоссе Рузвельта (FDR Drive).
Я спускаюсь с моста и тут мне в глаза бросается здание, которого я еще не видел. Потом я посмотрел в интернете, точно, здание называется Beekman Tower и открылось всего лишь в прошлом году. Время летит, башни строятся, Манхэттен меняется... Башня удивляет своим крученным-верченным дизайном. То ли волна по нему прошла, то ли еще что... 76 этажей, школа, госпиталь, квартиры. Все здесь, в одном доме. Хотелось бы подойти, глянуть на него вблизи, но это значит - возвращаться на юг. Нет, не хочу тратить время. Потом, потом...
Я направляюсь от моста к Чайна-тауну, но по пути прохожу мимо здания Верховного Суда. Здание вообще никакое, но поскольку постоянно фигурирует во всяких криминальных фильмах, я его щелкаю буквально на ходу. Сойдет для истории. Перед зданием — тележка вездесущего «вендора». Что он здесь делает? Народу же вообще нифига нет. Все государственные организации ушли на рождественские каникулы.
.
Чайнатаун начинается почти сразу за зданием Верховного Суда. Монументальные, массивные серые здания арт-деко (или как там называется этот стиль?) неожиданно сменяются невысокими пятиэтажками, раскрашенными в веселые тона. Дома стоят вплотную друг к другу. В некоторых зданиях можно было бы не тратиться на возведение стен, а просто перекинуть полы между соседними постройками, да прицепить фасад.
Здесь можно купить экзотические и самые дешевые фрукты и овощи. В желтых сетках висят колючие плоды дуриана. Почему-то его продают только азиатские магазины. В любой точке страны, хоть в Нью-Йорке, хоть в Калифорнии, хоть в Бостоне можно зайти в китайский магазин и купить дуриан. И никогда я не видел дурианов в обычных американских супермаркетах. Загадка. Задумываюсь о том, когда же я ел дуриан в последний раз? Еще в Калифорнии, где-то в 2004 году, когда в гости приезжали родственники из Украины. Каждый раз, когда мы проходим мимо дурианов в овощных отделах азиатских супермаркетов, мы задумываемся, а не купить ли нам его еще раз? Но дуриан большой, на двоих его не съесть, хранить в холодильнике после разрезания невозможно из-за нестерпимой вони. Поэтому мы снова и снова откладываем покупку на следующий раз. Снова все тоже самое: потом, потом...
Над улочками Чайнатауна стоит характерный непередаваемый запах идущий из многочисленных ресторанчиков и бесконечных магазинчиков. Надписи везде на китайском. Ценники тоже на китайском. Даже не знаю, то ли в долларах, то ли в юанях.
На улицах появляются торговцы народным промыслом. Кто-то продает замысловатые плетеные фигурки...
...кто-то просто продает листы с написанными именами. Эта часть нью-йоркской культуры мне вообще не понятна. За пяток долларов вам напишут цветными буквами ваше имя на белом листе. Еще за пару — сделают это на листе с фотографией какого-нибудь певца или певицы. Я представил, как прошу написать: VASYA и украсить это листочками и фоточкой Джастина Бибера. Повешу на работе над компьютером, пусть народ удивляется. Конечно, люди покупают это для своих детей, но все равно, этот обычай мне кажется несколько загадочным. Когда мне было 10-15 лет, мы такие штуки себе рисовали сами.
Если пройти по Чайнатауну до Канал-стрит, то архитектура немного меняется. Появляются обычные офисные здания, но то и дело, среди них прижмется какая-нибудь пагода.
Продуктовые лавки сменяются сувенирными магазинами, где можно купить лампу. Или дракона.
Еще дальше, к окраине Чайнатауна Канал-стрит превращается в непрерывную линию лавок с нью-йоркскими сувенирами, поддельными сумками Шанель и «золотыми» цепями.
Но мне некогда исследовать эти развалы. Хотя, должен заметить, что там есть чем поживиться. Туристу, заехавшему в Нью-Йорк нужно обязательно отвести несколько часов на лавки Canal Street. Разумеется, это не относится к тем, кто как я хочет увидеть весь Нью-Йорк за один день. С Канал-Стрит я выхожу прямиком на Манхэттенский мост. Прохожу высоко над улицами Чайнатауна (вышеприведенные фотки в ракурсе «улица с высоты» сделаны именно с Манхэттенского моста). Снова открывается вид на даунтаун. Еще одна фотка и вперед, вперед, в Бруклин. Манхэттенский мост я хочу пройти целиком, потому что мне надо на другую сторону Ист-Ривер.
Я останавливаюсь у опоры моста со стороны Бруклина и делаю классический снимок «Манхэттен и Бруклинский мост».
Переход по Манхэттенскому мосту это более полутора километров в одну сторону. Туда-обратно: больше трех. А мне еще нужно пройтись по Бруклину. Я спускаюсь с моста, иду на Washington Street и делаю еще одну довольно известную фотку. Этот ракурс мне известен еще со школьных времен, когда я смотрел фильм «Однажды в Америке» и даже не помышлял о том, чтобы увидеть это место своими глазами.
Всё! Прочь из Бруклина, обратно в Чайнатаун по мосту и прочь из Чанатауна. На Бродвей. Мой следующий пункт — район Сохо, где я хочу посмотреть на цветные дома с чугунными фасадами.
В Сохо туристы ходят по галереям, перекусывают в маленьких ресторанчиках. У меня нет времени ни на первое, ни на второе. Вдруг, мой взгляд цепляется за что-то странное. Велосипед? В чехле??? Да не в простом, а в вязаном??? При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не просто чехол, а велосипед полностью обвязан так, что вязание покрывает его сплошным неснимаемым покровом. Еще одна загадка Нью-Йорка.
В двух шагах от велосипеда стоит ряд тележек. То ли здесь собираются грузчики со всего города, то ли эти тележки сдаются в аренду... Непонятно.
Здесь же на выходе из Сохо я натыкаюсь на более привычную картину так же связанную с велосипедами. Там и тут на Манхэттене можно встретить велостоянки. Люди приковывают к ним свои велосипеды и... оставляют их навсегда. Со временем велосипед начинает разлагаться. Период полураспада составляет от нескольких месяцев до года. Никто никогда не видел, чтобы с прикованных велосипедов что-то снимали. Но со временем у них исчезают колеса, цепи и т.д. У одного из велосипедов на снимке, странным образом пропали оси и спицы из колеса, а обод с резиной остался. Второй велосипед еще не прошел свой период полураспада, но уже покрылся ржавчиной.
Мрачную картину умирающих велосипедов вытесняет яркий и веселый пожарный бокс. Такие боксы стоят на улицах уже больше ста лет. Начинка меняется на более современную, а внешний вид остается тот же самый — крашеному чугуну не страшен никакой возраст. Эти ящики до сих пор служат для вызова пожарных и связи в моменты, когда отключение света вырубает наземную связь, а сотовая сеть ложится под нагрузкой. У этих боксов есть свое независимое питание и свои линии связи.
Вслед за пожарным боксом следует еще одна разноцветная картинка — газетные автоматы.
Лейтмотив нью-йоркских боксов заканчивается почтовыми ящиками. Синие ящики — для обычной почты. Зеленые — транзитные, их используют только почтальоны для своих нужд. Поначалу я этого не знал и однажды, когда мне надо было отправить письмо, я долго ходил вокруг такого транзитного ящика дергая за все выступы, пытаясь найти потайную дверцу или щель, чтобы бросить конверт. Потом махнул рукой, прошелся пару кварталов, нашел обычный синий ящик и бросил конверт в него. И лишь позже узнал о транзитных ящиках.
Продолжение...
16 января 2012